Оставьте свои данные и мы Вам перезвоним



📑 МЕНЮ
  • новости
  • модельный ряд
  • замки и фурнитура
  • декор. отделка
  • тех. информация
  • контакты
  • форум
  • .
  •      

    Длинная история об Опытном,
    Костроме и гидравлике

    День 1.  Испытания стальной двери Н-16

    Утро было солнечным и холодным. Я стояла на остановке рядом с метро на Щёлковском шоссе, и смотрела на большой экран, где транслировалась реклама вперемежку с сообщениями МСЧ России о правилах безопасности. 

    Надо же... выбралась из гостиницы раньше, с хорошим запасом. Понимая, что машиной добраться через утренние пробки будет гораздо труднее, чем просто забрать меня возле метро, настояла, чтобы за мной не заезжали. И вот, мёрзну... не выдержала, на полчаса раньше набрала номер Павлова.

    "Доброе утро, я правильно запомнила, Щёлковское?" - пытаюсь объяснить, где стою.

    Он понял, извинился, что задерживается на полчаса.

    "Ничего, я подожду" - вообразив, что ещё ждать как минимум час, снова занялась созерцанием сводок МЧС. Ровно через полчаса звонок: "Как Вас увидеть?"

    Быстро сориентировавшись, иду навстречу. Вместе идём к машине. Водителя Максима и конструктора Сергея Мельникова я уже знаю в лицо, здороваемся, и садимся в машину. Нужно успеть в Балашиху.

    Прошло всего минут пятнадцать, когда, успев согреться и расспросить о новой двери, мы подъехали к воротам испытательного ценра "Опытное".

    Это большой научно-исследовательский комплекс, огороженный бетонным забором, с пропускным режимом. Среди деревьев (по сути, просто среди леса) разбросаны различные здания, соединённые дорожками. Почти возле въезда расположено главное здание. Нам туда.

    Расположились в уютном помещении с массой живых цветов на подоконниках, когда подошёл руководитель ИЦ (испытательного центра), кандидат технических наук Александр Алексеевич Дайлов. Если его глаза и улыбка не обманывают, человек он добрый и мягкий. По крайней мере, атмосфера в таком серьёзном заведении какая-то простая и домашняя. Несерьёзная, в общем.

    За кофе завели разговор об "объекте испытаний", который завезли в Опытное вместе с документацией ещё две недели назад.

    Вопрос "НУ КАК?" прозвучал совершенно буднично и равнодушно. Прямо заметно, что Павлов ни капельки не переживает, и вообще заехал попить кофе. Дайлов не разочаровал: "Интересно! Мы тут думали, и всё-таки нашли два способа...", - в воздухе повисло напряжение, - "...в общем, увидите"

    Разговор плавно перетёк в сторону испытаний на огнестойкость, новых требований к пожарным, и сегодняшних испытаний (по совпадению) немановской же двери. Через некоторое время Александр Алексеевич, сославшись на то, что нужно уехать, простился, обещав вернуться позже "если, конечно, дверь быстренько не сломают, и вы не уедете раньше ))"

    Вернулся отлучавшийся куда-то Сергей Владимирович, и Владимир Борисович так же незлобиво его поддел, мол, испытатели говорят, что нашли аж два способа обойти нас... понаблюдала, как ни капельки не переживает и конструктор стальной двери Н-16...

    В общем - пора!

    Спустились вниз, и прямо на машине поехали к испытательной лаборатории, мимо островков нерастаявшего снега между берёз и выцветшей доски почёта с портретами людей в военной форме, со звёздами на погонах и медалями.

    Лаборатория выглядела как большой ангар с воротами, приоткрытыми навстречу теплому весеннему солнцу. Рядом лежали не вывезенные остатки больших выпотрошенных сейфов с вырезанными углами и бетонным заполнением. Внутри на возвышении ожидала своей очереди металлическая дверь Н-16. Уже не совсем целая: её изучали, проведя пробные попытки в местах, которые не окажут влияния на ход испытаний. Смотрим...

    Испытания двери Неман Н-16 на устойчивость к 5 классу. Общий вид двери. Дверь Неман Н-16. Испытания на 5 класс устойчивости к взлому.

    Дверь очень массивная. Я видела раньше на выставке её предшественницу Н-15, нарядную, с резными панелями и зеркалом изнутри, но эта, совершенно невзрачная, со шрамами от пробных сверлений, болгарки и "кратерами", оставленными резаком в защитном слое алюграна, на мой взгляд, красивее, и вызывает ощущение слаженности. Стальная дверь Н-16 тоже представляет собой "дверь-замок", с системой приводов ригелей, управляемых ручкой-болтворком, утапливаемой при запирании двери. Два сейфовых замка класса С блокируют систему (замки Поливектор СИ-600). В закрытом (не запертом) положении дверь фиксируется большим роликом, который при запирании выдвигается, превращаясь в один из ригелей. 

    Кроме системы приводов запирания предусмотрена блокировка в случае сверления или каких-то других воздействий (нужно очень хорошо знать систему, и расположение механизмов, чтобы избежать "случайностей").

    Дверь Неман Н-16. СИ-600 и ручка управления системой. Дверь Неман Н-16. Запирающий ролик.

     В сторонке на столе лежали куски алюграна (композитного материала, представляющего собой сочетание какого-то сплава алюминия с гравием в качестве заполнителя), оставшиеся с прошлых испытаний:

    Куски алюграна, оставшиеся с прошлого раза. В том алюгране, который оставался в двери, намного больше металла и меньше гранита.

     Из такого материала сделана защитная панель, правда, металла в ней побольше (я покажу). 

    Тут же были подготовлены инструменты для испытаний:

    Инструменты для испытаний.

    Начальник испытательной лаборатории, Александр Васильевич Агафонов, сдержанный и подтянутый, описал и обосновал программу испытаний. Будут предприняты две попытки доступа: через замки, забиванием засова, и "традиционным" способом, вырезая угол полотна. Правда, и в том и другом случае, обходя предусмотренные защиты. Посыпались вопросы, Владимир Борисович уточнял, шутил и сомневался... 

    Ну, с Богом... 

    Испытания Н-16. Осмотр перед сверлением. Испытания Н-16. Сверление в обход блокировки. Испытания Н-16. Сверление в обход блокировки.

    Сначала все напряжённо смотрели и фотографировали, потом поняли, что ждать придётся долго. Чередуя сверление с долблением с просто сверлением, затачивая сверла, пока напарник долбил включения гравия защитной панели, терпеливо проверяя направление и глубину... прошло около получаса, пока щуп не прошёл всю толщу защитной панели, упёршись куда-то в недра двери. Есть! Осторожно, примеряясь и направляя выколотку, испытатель стал наносить удары. Что-то не получалось, испытатели предположили, что попадают в кромку защитной пластины, и, посоветовавшись, решили сначала попробовать сделать то же самое на верхнем замке. Снова чередование видов сверления. На этот раз точное попадание. Удар. Ещё. Ещё, ещё, ещё... безрезультатно. Забыв, что "болеет за Неман", Сергей Мельников обсуждает вместе с испытателями, в чём могут быть причины неудачи. 

    После новых и новых попыток руководитель испытаний принимает решение оставить эту попытку взлома. Согласились. 

    Но разве успокоишься? - испытатели предлагают "вне конкурса" снять внутреннюю панель, и посмотреть, в чём причина. Никаких возражений, потому что очень интересно. Панель снята, и все с нетерпением окружили дверь изнутри. Тут же взяли снова выколотку, и, направляя её изнутри, стали бить ею по засову замка. "Ну да, если один из взломщиков будет изнутри хранилища подсказывать, куда бить, может, взлом и будет успешным ))" - подначивает Павлов. 

    Поскольку сняли панель, пришлось убрать пластину, о которую упирался замок. Ещё несколько ударов - и замок слетает с креплений, не разблокировав систему: не судьба. 

    ...итак, прошло три часа с начала испытаний.

    Испытатели, почти не прерываясь на отдых, подвинули стол, чтобы было удобнее вырезать верхнюю часть полотна. Резать решили не традиционно, углом (это поясняли перед испытаниями), а чуть увеличив длину реза, из-за стыка панелей алюграна, так эффективнее. По результатам предыдущих испытаний, а также, судя по оплавленным краям "кратеров" на этой двери, резак для алюграна оказался непригодным. Поэтому вырезать пришлось в несколько этапов: болгарка (два реза, чтобы сделать штробу в алюгране) - монтировка (удалить куски алюграна) - резак (перерезать металл за алюграном) - снова монтировка (открыть всё это, чтобы прошёл испытательный шаблон).

    Снова стало шумно, и светлое помещение ангара постепенно заполнил едкий дым болгарки. 

    Испытания Н-16. Вырезание штробы в алюгране болгаркой.

    Как-то сами собой улеглись комментарии наблюдателей, все стояли и напряжённо смотрели. Достаточно быстро совладев с наружным листом (МДФ в эти разборках решила сдаться как бы сама собой), прервались, чтобы осмотреть место реза. Пока Агафонов что-то записывал, испытатель решил убрать мешающие куски МДФ, отломав изрядный его кусок. 

    "Да она у вас руками разбирается!" - Александр Васильевич, отдав должок за павловское "если помогать изнутри, то может и откроете", снова невозмутимо углубился в свои записи. 

    Испытания Н-16. Прорезь под штробу.

    Мне почему-то казалось, что вот сейчас, когда взялись за болгарку, всё завершится достаточно быстро. Ничего подобного. Постепенно шум болгарки перестал казаться таким громким, стало дымно и как-то темно, несмотря на яркое солнце на улице и открытую дверь ангара, отрезные круги стирались и иногда ломались, их меняли, пока испытатель работал другой болгаркой...

    Павлов тихонько отвлёк от зрелища и мыслей, что рассуждать о взломе и взлом - вещи несколько разные, и предложил отойти посмотреть на испытания по огнестойкости. Поняв мой взгляд в сторону стальной двери Н-16, он успокоил, что пока перережут алюгран, мы ещё успеем вернуться. Идём.

    Простое кирпичное здание, надпись на красной табличке "Научно-исследовательский центр пожарной безопасности", мы обходим его вокруг по невысохшей от растаявшего снега дорожке. Солнце светит изо всех сил, отыгрываясь за зимнее безделье, я достаю фотоаппарат. Сотрудники испытательного центра предупреждающе останавливают: "Нельзя, вон ваша дверь - снимайте её." Обещаю, что не буду. 

    Входим в помещение, где дверь уже отстояла полчаса. Как же это красиво... растрескавшиеся от жара стены печи, и дверь, обплетённая паутиной проводов датчиков температуры, с причудливо переплетающимися струйками белого дыма. Вспомнился Толкиен, и глаза стали искать светящуюся надпись по-эльфийски. 

    ИЦ Опытное. Испытания на огнестойкость.

    Завораживающее зрелище. 

    Испытательный центр 'Опытное'. Испытания на огнестойкость.

    Казалось, что стеклопакет двери заполнен пеной. Оказалось, так ведут себя все приличные стеклопакеты, сертифицированные на огнестойкость. 

    Испытания двери на огнестойкость. Вспененное содержимое стеклопакета.

    Время шло, и нужно было возвращаться. Металлическая дверь Н-16 ждала нас такой же, упрямой. Задымленный ангар казался сумеречным. Снова заняла позицию с камерой немного сбоку, снова потянулось время.

    С начала испытаний прошло около четырёх с половиной часов, когда была готова штроба. Точнее, прорезан алюгран. Штробу ещё нужно было выбить, и это заняло почти сорок минут, с использованием монтировки и резака.

    Испытания Н-16. Выбивание штробы. Алюгран. Который из двери Н-16 Алюгран.

    Дальше, вроде, стало проще: нужно было перерезать то, что осталось за алюграном. 

    Резак, снопы искр, Павлов, пытающийся оттащить от этого подальше... всё заняло не более 10 минут.  

    Испытания Н-16. Резак. Испытания Н-16. После удаления алюграна из штробы всё стало проще. Снопы искр резака. Эффектно.

    Вырезать-то вырезали, но задача ведь - открыть. Кромки вырезанной части цеплялись, не отпуская её. Снова взялись за монтировку. Один из испытателей (по сути, третий, что противоречит ГОСТу, но его задачей было упираться ломиком, страхуя тяжеленный кусок от выпадения). Попытка, ещё, ещё.. Снова взяли резак, убрав сцепившиеся кромки. Ещё... Есть! 

    Испытания Неман Н-16. Отжим вырезанного угла полотна. Испытания Н-16. Фото на память. Конструктор Н-16 Сергей Мельников.

    Вот так... после семи часов работы испытатели вышли курить, старательно отворачиваясь от фотоаппарата ("да куда фотографировать - ещё дети увидят, испугаются..."), Александр Васильевич был занят своими бумагами, Сергей Мельников пошёл узнавать о судьбе противопожарной двери (отстояла час), а мы направились в главное здание Опытного, подождать Агафонова и его мнения об испытаниях.  

    Выехали, наверное, около пяти часов вечера, пыльные и усталые. Впереди была Кострома, ужин (завтрак) по дороге, и завтрашние заводские испытания гидравликой.