Стальные двери. Защитные или беззащитные?
Статистический анализ рынка защитных стальных дверей показывает нам достаточно внушительные цифры. В 2013 году только российскими предприятиями произведено 2 миллиона дверей общей стоимостью 33 миллиарда рублей. В 2014 году ожидается небольшой рост объёмов производства, до 2,1 миллиона дверей. И это только двери отечественного производства. А если к ним добавить «импортные» двери? Только из КНР в 2014 году ввезено 2,5 миллиона дверей на 12 миллиардов рублей. Сколько на российском рынке дверей израильского, итальянского и польского производства статистика умалчивает. Но они есть.
Действительно, российский рынок стальных дверей весьма обширен и разнообразен. Но… Что мы можем сказать об их «потребительских» и защитных свойствах? Какова их звукоизоляция и воздухопроницаемость? Какова их прочность и сопротивление теплопередаче? И, наконец, насколько они способны противостоять криминальному вскрытию и взлому? Думаю, что никто не сможет ответить на эти вопросы. Даже всё знающая статистика. И не потому, что эти сведения являются объектом коммерческой тайны, а потому что 90% производителей стальных дверей любые испытания своей продукции считают ненужной тратой времени и денег. Они уверены, что их заверений о высочайших свойствах своей продукции для потребителей вполне достаточно. А на самом деле заполняют рынок стальных дверей низкокачественной продукцией с не регламентированными свойствами.
Считаю, что такая ситуация не может существовать бесконечно, что на рынке защитных стальных дверей надо навести элементарный порядок.
Что для этого надо сделать?
Первое. На основе ГОСТ 31173-2003 «Блоки дверные стальные. Технические условия» разработать технический регламент, обязательный к исполнению всеми производителями стальных дверей. Чтобы этот регламент стал «универсальным инструментом» для определения свойств стальных дверей, надо дополнить ГОСТ 31173 критериями и методиками оценки взломостойкости, пусть и не такими «суровыми», как в нормативе для защитных дверей (ГОСТ 51072). Можно ограничить выбор «разрушающих» инструментов легкодоступными слесарными и «бытовыми» электроинструментами и лимитировать максимальное операционное время и общее время испытаний.
Второе. Сертификация стальных дверей должна носить заявительный характер. Это повысит ответственность производителей и не позволит им «прикрываться» сертификатами и протоколами испытаний. Для производителей должен действовать принцип «заявил-отвечай».
Третье. Обязать производителей публиковать полученные сертификаты вместе с протоколами испытаний, т.к. протоколы это те документы, в которых отражена объективная информация о испытанной двери, составе группы испытателей, инструментах, методах воздействия и цифровые результаты испытаний. По протоколам можно оценить объективность испытаний, а, при необходимости, провести повторные или контрольные испытания.
Четвёртое. Сертификаты и протоколы публиковать не только на сайте производителя дверей, а и на сайте органа по сертификации, выдавшего сертификат, и сайте «СРО РАПИД СТЗ». Это позволит эффективно противостоять действиям недобросовестных производителей и самопровозглашённых органов по сертификации.
Пятое. Испытания следует проводить публично, с привлечением представителей профильных общественных организаций и представителей других производителей стальных дверей. Причём эти представители должны не только наблюдать за проведением испытаний, а и подписывать протоколы. Это увеличит доверие к протоколам, а наблюдателям придаст ответственности.
Считаю, что комплексная реализация перечисленных мер технического, организационного и информационного характера позволит стабилизировать российский рынок стальных дверей, сделать его понятным и цивилизованным.
Ещё один важный вопрос, тесно связанный с защитными свойствами стальных дверей. Это антитеррористическая защита зданий и сооружений. 35-ФЗ «О противодействии терроризму» напрямую предписывает рассматривать здания и сооружения, в которых одновременно могут находиться более 50 человек, как потенциальные объекты для террористического акта. И таких объектов по стране великое множество. Это жилые, спортивные, лечебные, офисные, торговые, развлекательные и т.д. здания и сооружения, оснащение которых необходимо рассматривать и с точки зрения антитеррористической защиты, в том числе и наружные двери, как неотъемлемую часть ограждающих конструкций зданий и сооружений.
Почему 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применяется повсеместно, при проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию любого общественного здания и сооружения, а 35-ФЗ не применяется вовсе? Возможно, это связано с тем, что нет документов, однозначно регламентирующих защитные свойства наружных дверей? На мой взгляд, это не правильно. Получается парадоксальная ситуация. На эвакуационных и запасных выходах из зданий и сооружений (а именно они наиболее «привлекательны» для быстрого и скрытного проникновения в здание террористических и криминальных групп) повсеместно устанавливаются противопожарные двери. Зачем? Ведь задача этих дверей не противостоять распространению пожара, для чего, в общем-то, и предназначены противопожарные двери, а быстро «выпустить» спасающихся людей наружу, даже в условиях паники и задымления.
Для этого наружные двери должны быть оборудованы системой запирания типа «антипаника». Это, пожалуй, единственное, что в них должно быть от «традиционных» противопожарных дверей, используемых внутри зданий. Остальные технические свойства противопожарных дверей, например, низкая теплопроводность, дымонепроницаемость, особые требования к замкам и фурнитуре, в данном случае не важны. А важна способность двери противостоять несанкционированному проникновению в здание извне.
В этом плане защитные свойства противопожарных дверей весьма условны. Ведь противопожарные двери — это тонкий металл, отсутствие силовых конструктивных элементов, простенький замок, примитивный цилиндр. И это объяснимо. Ведь их назначение противостоять огню, а не несанкционированному проникновению злоумышленников. Поэтому, считаю, что при оборудовании эвакуационных и запасных выходов из зданий и сооружений необходимо использовать не противопожарные двери, а двери с регламентированными защитными (взломостойкими) свойствами, оснащённые системой «антипаника» и дополнительными запирающими механизмами, которые могут быть использованы в периоды повышенного риска, например, ночью.Я привёл только один пример необходимости и обоснованности изменения подходов к защите общественных зданий и сооружений. Думаю, что есть необходимость обратить внимание на защиту оконных проёмов, чердачных и подвальных помещений, каналов инженерных коммуникаций, связных и силовых вводов, подземных паркингов и т.п. вероятных путей несанкционированного проникновения. Особенности технического назначения и эксплуатационные особенности подобных помещений потребуют их оснащения дверями и люками с комплексными защитными свойствами. Они должны быть одновременно и огнестойкими, и взломостойкими.
Считаю, что есть необходимость создать рабочую группу из представителей соответствующих технических комитетов, МВД, ФСБ и МЧС России для разработки руководящих документов по комплексной защите общественных зданий и сооружений.
Владимир Павлов,
генеральный директор ООО «Неман»